вот хорошая статья из комсомольской правды
Как заставить «Скорую» оказать помощь
Вам стало плохо, а «неотложка» медлит или отказывается принимать необходимые
меры?
Разбираем самые больные вопросы вместе с президентом Лиги защитников пациентов,
председателем Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре
Александром Саверским.
«НЕОТЛОЖКА» ОБЯЗАНА ПРИЕХАТЬ ДАЖЕ В ГЛУХУЮ ДЕРЕВНЮ
На днях в редакцию пришло жуткое письмо: «Мой отец, живший в селе под Казанью,
почувствовал себя плохо. Родственники позвонили в «Скорую». Там сказали, что по
приказу Минздравсоцразвития «Скорая помощь» в сельскую местность не выезжает,
порекомендовали обратиться к местному фельдшеру. Но фельдшер, обслуживающий
несколько деревень, был в отпуске. В результате в течение часа родственники,
плача, наблюдали, как умирал отец, не имея никакой возможности ему помочь...
Владимир».
Мы немедленно разыскали приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка
оказания скорой медицинской помощи» (от 1.11.2004 № 179). Там сказано, что в
населенных пунктах, где живет меньше 50 тысяч человек, станции скорой медпомощи
не создаются. Но! Это ни в коем случае не значит, что человек, живущий в деревне,
приехавший на дачу или в загородный пансионат, должен в экстренной ситуации сам
искать врача и добираться до ближайшего медпункта.
Внимание: КАЖДЫЙ, кто находится на территории нашей страны, имеет право на
скорую помощь, если оказывается в состоянии, требующем срочного медицинского
вмешательства (ст. 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Причем такая медпомощь предоставляется БЕСПЛАТНО, независимо от того, есть ли у
больного российский паспорт (или вообще какой бы то ни было документ,
удостоверяющий личность) и полис медстрахования.
В городах с населением более 100 тысяч человек согласно приказу
Минздравсоцразвития организуются подстанции скорой помощи с расчетом 20-минутной
транспортной доступности. Если в городе живут от 50 до 100 тысяч человек, в нем
создается станция скорой помощи, которая работает круглосуточно как
самостоятельное медучреждение.
В менее крупных населенных пунктах (до 50 тысяч человек) могут организовываться
отделения скорой помощи при районных и городских больницах.
! В любом случае местные власти обязаны обеспечить каждому, кто позвонит по
телефону «03», приезд бригады медиков - либо со станции (подстанции) скорой
помощи, либо из ближайшего медучреждения.
То есть в ситуации, о которой написал наш читатель Владимир, к его отцу
безоговорочно обязаны были приехать медработники! Откуда их должны были прислать
- дело органов местной власти, в том числе местного органа управления
здравоохранением.
ОТФУТБОЛИВАЮТ ПО «03» - ЗВОНИТЕ «02»!
Но что же делать тем, кто, будучи в шоке от боли или от переживаний за близкого
человека, получает по «03» отказ приехать либо ждет «Скорую» долгие часы?
- Если по номеру «03» вам прямым текстом говорят, что к таким пациентам не
выезжают: мол, сами «оклемаетесь» либо, наоборот, «врач вам уже не поможет» (и
так порой поступают с пожилыми тяжелыми больными, заявляя: «Труп в машине нам не
нужен»), то сразу же звоните по «02», - советует опытный специалист по защите
прав пациентов Александр Саверский.
Имейте в виду: в подобных ситуациях сотрудники «Скорой», прежде всего
отфутболивающий диспетчер, подпадают под ст. 124 Уголовного кодекса «Неоказание
помощи больному» и ст. 125 «Оставление в опасности» (та или иная статья
применяется в зависимости от конкретных обстоятельств).
- Как правило, милиция сразу связывается со «Скорой», и такой звонок быстро
дисциплинирует медработников, которым грозит уголовная статья, - поясняет
Александр Саверский.
Бывает, что «неотложка» напрямую не отказывается ехать к больному, однако
отправлять выездную бригаду диспетчер не спешит.
- В таком случае перезвоните по «03» и сами напомните медработникам, что
промедление равноценно неоказанию помощи больному и оставлению в опасности - ст.
124 и 125 УК (это судимость и до трех лет лишения свободы). Не поможет - сразу
звоните в милицию (см. выше).
ЕСЛИ МЕДИКИ ВЫМОГАЮТ ДЕНЬГИ ЗА УКОЛЫ И ЛЕКАРСТВА
Приезд «Скорой» - это еще полдела, известны случаи, когда на месте медработники
отказываются делать те или иные процедуры либо вымогают деньги за уколы,
лекарства и т. д.
- Если вас не устраивает работа бригады «Скорой» - не выполняются необходимые,
по вашему мнению, процедуры, медработники требуют деньги, «поскольку у вас нет
медполиса», и т. п., - сразу звоните по «03» и требуйте связать вас с главврачом
подразделения «Скорой» либо дежурным врачом, исполняющим обязанности главного в
данный момент, - советует Александр Саверский. - Как правило, это быстро дает
нужный эффект.
Имейте в виду еще один полезный телефон: во многих регионах (особенно в крупных
городах) сейчас действуют круглосуточные «горячие линии» местных органов
управления здравоохранением. Там также оперативно принимают необходимые меры по
жалобам граждан.
Продолжение - в ближайших выпусках «КП» - Здоровье»: кто выбирает больницу, в
которую должны отвезти пациента по «Скорой», что полагается пациентам, прибывшим
по «неотложке», и др.
НА ЗАМЕТКУ
В крупных городах (свыше 100 тысяч населения) «Скорая» по правилам должна
приезжать в течение 20 минут. Для других населенных пунктов нормативы прибытия «неотложки»
Минздравом не установлены, действует общее правило о том, что медпомощь должны
оказывать безотлагательно. На практике можно начинать беспокоиться и принимать
меры (см. в тексте), если медики не появились в течение получаса.
СОХРАНИ
Куда срочно звонить в Москве
Дежурный врач станции скорой и неотложной медпомощи города Москвы: (495) 628-00-03;
дежурный врач-педиатр: (495) 632-96-80.
Скорая психиатрическая помощь: (495) 625-31-01.
Скорая акушерско-гинекологическая помощь: (495) 681-00-60.
Глазная скорая помощь: (495) 699-61-28.
Глазная скорая помощь детская: (495) 237-19-71.
Стоматологическая скорая помощь: (495) 952-75-64.
«Горячая линия» Департамента здравоохранения города Москвы (круглосуточно): (495)
251-83-00.
Другие полезные телефоны, в том числе «горячие линии» в административных округах
Москвы, смотрите на сайте
http://www.mosgor-zdrav.ru/
БУДЬ В КУРСЕ!
Можно вызывать педиатров и кардиологов
Выездные бригады «Скорой» бывают фельдшерские и врачебные. В первую входят два
фельдшера и санитар, во вторую - один врач, два фельдшера либо фельдшер и
медсестра-анестезиолог, а также один санитар. В зависимости от тяжести состояния
больного вы можете высказать пожелание диспетчеру, какую именно бригаду прислать.
Кроме обычных, существуют специализированные бригады скорой медпомощи:
педиатрическая, кардиологическая, неврологическая, акушерско-гинекологическая и
т. д. Как правило, такие профильные бригады организуются в подразделениях «Скорой»
в крупных городах. Вызывая «неотложку», пациент может попросить диспетчера
прислать конкретную специализированную бригаду.
Продолжение - в ближайших выпусках «КП» - Здоровье»: кто выбирает больницу, в
которую должны отвезти пациента по «Скорой», что полагается пациентам, прибывшим
по «неотложке», и др.
Рис. Николая ВОРОНЦОВА.